Мировая общественность бьет тревогу из-за ухудшения статистики по распространению алкоголизма и наркомании, а также из-за «омоложения» этих заболеваний. В таких условиях крайне важна деятельность наркологических клиник, где прикладывается масса усилий для избавления граждан от опасной тяги.
Два опасных заболевания имеют схожие черты, связанные с развитием физической и психической зависимости на фоне регулярного употребления этанола и запрещенных веществ. В обоих случаях при резком отказе от очередной дозы возникает тяжелый абстинентный синдром. Переносить мучительные симптомы и ломку больные не в состоянии, поэтому они спешат принять новую дозу алкоголя или наркотика, которая снимет боли.
По статистике ВОЗ, ежегодно от последствий алкоголизма погибает в мире 2,5 млн. человек. Что касается наркомании, то согласно отчету замначальника ГУ по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ в 2021 году в России стояло на учете 1,9 млн. граждан. Это немного больше 1% всего русского населения, а если зафиксировать все реальные случаи наркомании, цифры были бы очень далеки от официальных.
Всемирная организация здравоохранения внесла зависимость от алкоголя и психотропных веществ в список хронических заболеваний. В МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) наркомании и алкоголизму присвоены коды в блоке F10-19. Официальное наименование этих патологий в нормативном документе звучит так – «Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ».
Подробней о блоке F: каждый код раскрывает конкретное заболевание и зависимость. В нескольких кодах есть подкоды, еще более конкретизированные:
Каждое заболевание требует своего протокола лечения, что становится еще более сложной задачей, если речь идет о ребенке, подростке или женщине. У этих групп населения выше отзывчивость организма на регулярное поступление спирта или наркотиков. Они быстрей проходят промежуточные стадии заболевания, достигая самой тяжелой.
В России практически в каждом городе работают кабинеты нарколога в муниципальной поликлинике, диспансеры, а также растет количество частных наркологических клиник, стационаров, центров. Каждый, кто нуждается в услугах нарколога, может выбрать удобный и приемлемый для себя вариант. Но одинаково ли эффективны государственные лечебные учреждения и частные?
РЕАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАРКОЛОГИИ
В прежние десятилетия у страдающих зависимостями не было выбора, к какому наркологу обратиться. Лечение начиналось с кабинета муниципального врача, который после постановки диагноза немедленно заносил паспортные данные пациента в общую базу – ставил на учет. С этого мгновения зависимость переставала быть тайной и делом семьи. О факте лечения узнавали на работе, соседи в доме, все родственники и знакомые, и человек становился практически изгоем.
В муниципальных кабинетах до сих практикуется так называемое диспансерное наблюдение: в течение 3-5 лет стоящий на учете человек регулярно приходит сдавать тест на наркотики или алкоголь. Если каждый анализ показывает «чистоту», через 5 лет наркомана снимают с учета, а алкоголика – через 3 года. Но за эти годы поинтересоваться наркологическим статусом гражданина успеет кто угодно.
Снятие с учета не происходит автоматически по истечении 3 или 5 лет. Человек должен представить доказательства, что он стал благонадежным гражданином, не имеющим проблем с законом, не привлекающимся к ответственности за проступки.
Для устройства на работу во многих организациях требуется справка от нарколога. Этот документ может сыграть свою зловещую роль и в других жизненных ситуациях, например, при получении визы, водительского удостоверения, при семейных спорах в суде. Понятно, что среди двух претендентов на должность работу получит тот, у кого нет отметки «состоит на учете».
Кроме отсутствия анонимности, у государственной наркологии есть и другие недостатки:
Алкоголика и наркомана в таких медицинских учреждениях воспринимают как изгоя общества, и отношение к ним соответствующее. Плохое финансирование не позволяет закупить современное оборудование и лекарства, нанять профессионалов, отремонтировать стационары, обставить палаты хорошей мебелью и предоставить больным качественное питание.
Лечение осуществляется по стандартному единому протоколу и в основном заключается в «оглушении» пациентов седативными средствами, чтобы лишить их воли. О зарубежных методиках реабилитации, индивидуальном подходе, раскрытии личности человека и речи нет. Логично, что страдающие зависимостями старались любыми путями избежать участи пребывания в таком учреждении. Но в прежние годы у них не было выбора, чего нельзя сказать о возможностях терапии в XXI веке. Сегодня широко открыты двери платных наркологических клиник в Москвае и области.